Правила игры↗
Сычуаньский маджонг
Правила игры↗
Классический маджонг
Правила игры↗
Спортивный маджонг
Классический маджонг
Описание игровых костей
Игра ведётся набором из 136 костей. В полный набор входит по 4 одинаковых кости каждого из 34 видов.
Тридцать четыре различных вида костей складываются из: трёх мастей Бамбуков, Дотов и Символов, которые в Китае называются «tiao», «tung» и «wan» соответственно (см. рис. 1, 2 и 3).
Рис. 1. Бамбуки
Рис. 2. Доты
Рис. 3. Символы
В каждой из этих трёх мастей кости идут от единицы до девятки. Таким образом, три масти определяют 27 видов костей, по 4 кости каждого вида, что в сумме даёт 108. Кроме этого, есть ещё четыре Ветра Восточный, Южный, Западный и Северный (см. рис. 4),
Рис. 4. Ветры: Восточный, Южный, Западный, Северный
а также три Дракона Красный, Зелёный и Белый (см. рис. 5).
Рис. 5. Драконы: Красный, Зеленый, Белый
Церемония начала игры. Разбор Стены. Сдача.
В Ма-Джонг играют четыре игрока. Каждый из них играет за себя.
Игроки рассаживаются, и каждый из них по очереди кидает два игральных кубика. Выбросивший наибольшее число очков становится Восточным Ветром, или лидером.
Рис. 6. Стена
136 костей выкладывают на стол лицевой стороной вниз и тщательно перемешивают. Каждый игрок забирает себе случайным образом выбранные 34 кости и располагает их на столе перед собой лицевой стороной вниз в ряд из 17 костей в длину и 2 костей в высоту. Эти четыре ряда затем сдвигаются вперёд так, чтобы образовать квадрат в середине стола, который символизирует китайскую городскую стену (см. рис. 6). Та сторона Стены, с которой сидит лидер, всегда является Восточной, напротив него располагается Западная, справа Южная и слева Северная сторона.
Разбор Стены
Порядок разбора Стены определяется двумя бросками двух игральных кубиков. Сначала лидер бросает два кубика, и сумма выпавших очков указывает Стену, которая будет разбираться. Отсчёт ведётся от лидера против часовой стрелки. Таким образом, если выпало 2, 6 или 10, то кубики для второго броска берёт Юг, если 3, 7 или 11, то кубики берёт Запад, если 4, 8 или 12 Север, а если 5 или 9, то кубики остаются у лидера.
Рис. 7. Начало игры: все игроки получили свои кости
Следующий бросок кубиков делается игроком, чья Стена будет разбираться, и определяет точную позицию, с которой будет разбираться Стена. Игрок бросает два кубика, а затем отсчитывает с правого конца своей Стены (по часовой стрелке) столько пар костей, сколько очков выпало в сумме двух бросков. В этом месте Стена вскрывается, и игрок кладёт две вынутые из Стены кости, называемые Свободными костями, справа от этого места, лицевой стороной вниз. В дальнейшем Свободные кости будут указывать конец Стены.
Сдача
Далее лидер берёт первые четыре кости (две пары) с левой части открытой Стены. За ним по 4 кости в свою очередь берут Юг, Запад и Север, разбирая Стену по часовой стрелке до тех пор, пока у каждого не будет по 12 костей. На четвёртом заходе каждый игрок берёт из Стены по одной кости, что даёт по 13 костей на руках. Затем лидер берёт из Стены дополнительную кость, и, таким образом, у него на руках получается 14 костей. После этого Стена выглядит примерно так, как показано на рис. 7 (обратите внимание на расположение Свободных костей в конце Стены).
Затем каждый игрок раскладывает кости по мастям, причём лицевая сторона костей скрыта от других игроков, как при игре в домино.
Игра Чоу , Панг , Конг , Маджонг (выигрыш)
Лидер (Восток) начинает игру, выкладывая лишнюю (четырнадцатую) кость на кон в центре стола. За ним свой ход делает Юг, взяв одну кость со Стены и сделав снос (см. рис. 8). Процесс игры заключается в том, что игроки поочередно, начиная с лидера, заменяют свои кости на более подходящие, т.е. к 13-ти постоянным костям берется 14-я, и делается снос ненужной кости. Игроки по очереди продолжают делать ходы до тех пор, пока либо один из них не соберёт выигрышную комбинацию (Ма-Джонг), либо в Стене останется 14 костей без учёта Свободных (в последнем случае игра считается несыгранной).
Рис. 8. Процесс игры
Цель игры состоит в том, чтобы собрать выигрышную комбинацию из четырёх групп по три (или четыре) кости и пары одинаковых костей. В группе может быть либо три или четыре одинаковых кости, либо последовательность (например, 5, 6, 7) из трёх костей одной масти.
В принципе, число игр не ограничено. На практике число игр либо оговаривают заранее, либо играют один гейм, состоящий из четырёх раундов (Восточный, Южный, Западный и Северный). Раунд заканчивается, когда каждый из игроков по разу побывает Востоком; соответственно, гейм состоит как минимум из 16 игр.
Каждому раунду соответствует одноименный Ветер, который является для всех игроков преимущественным. Кроме того, в каждой игре у каждого игрока есть собственный Ветер, определяемый положением игрока относительно лидера (Востока) или другими словами тем «местом» на котором он сидит во время конкретной сдачи — север, юг или запад.
Чоу
После того, как любой игрок делает ход, выкладывая кость на кон, сидящий справа от него игрок, чья очередь ходить, имеет возможность либо взять кость со Стены, либо забрать с кона последнюю выложеную кость в том случае, если она образует последовательность с уже имеющейся у этого игрока парой костей. В последнем случае он должен сказать «Чоу», выложить три кости, которые образуют последовательность, лицевой стороной вверх перед собой и снести одну из своих костей.
Взять кость на Чоу имеет право только только тот игрок, чья очередь делать ход.
Игрок, который собирается взять кость на Чоу, обязан уступить её игроку, который собирается взять эту кость на Панг (см. ниже).
Панг
Если у игрока есть пара одинаковых костей, а другой игрок сносит третью такую же кость, то первый игрок имеет право сказать «Панг» и забрать её даже в том случае, если не его очередь делать ход. Игрок, взявший кость на Панг, должен выложить получившуюся тройку костей лицевой стороной вверх перед собой и затем снести одну из своих оставшихся костей, чтобы у него оставалось правильное количество костей (13). После этого право хода переходит к игроку, сидящему справа от сделавшего Панг, и, таким образом, часть игроков пропускает свой ход.
Игрок, который собирается взять кость на Панг, обязан уступить её игроку, который собирается взять эту кость на Маджонг (см. ниже).
Конг
Если игрок имеет на руках три одинаковых кости и берёт такую же четвёртую с кона, он должен сказать «Конг», выложить эти четыре кости лицевой стороной вверх перед собой и взять одну Свободную кость (дальнюю от конца Стены) для того, чтобы у него было правильное число костей на руках. Затем игрок делает снос.
Он не может взять кость с кона, если три его кости уже выложены в открытую на стол. Если игрок уже имеет три одинаковых кости, выложенных в открытую на стол, и берёт четвёртую кость со Стены, он может доложить её к трём имеющимся, образуя Конг (в этом случае он тоже должен взять Свободную кость).
Если игрок собрал все четыре кости со Стены, он может выложить их перед собой и взять последнюю от конца Стены Свободную кость, чтобы у него было правильное число костей на руках, а затем сделать снос. В этом случае две кости выкладываются на стол лицевой стороной вверх, а две оставшиеся кости лицевой стороной вниз, показывая, что Конг является Закрытым, поскольку это будет иметь значение при подсчёте очков (см. «Подсчёт очков» и «Игровая практика»).
Если обе Свободные кости использованы, наверх Стены выкладываются две взятых с конца Стены кости в качестве Свободных. За наличием Свободных костей следит игрок, который строил эту Стену.
Игрок, который собирается взять кость на Конг, обязан уступить её игроку, который собирается взять эту кость на Маджонг (см. ниже).
Маджонг (выигрыш)
Когда игрок завершает комбинацию из четырёх групп по три (или четыре) кости и пары одинаковых костей, взяв последнюю недостающую кость либо со Стены, либо с кона, он объявляет «Ма-Джонг» («игра сыграна»). Игрок также имеет право ограбить Открытый Конг в момент его объявления другим игроком, взяв из него недостающую для завершения комбинации кость. Все игроки выкладывают свои кости на стол лицевой стороной вверх и подсчитывают стоимость своих комбинаций.
В том случае, если одна и та же кость с кона подходит нескольким игрокам для завершения Ма-Джонга, обычно действует следующее правило: выигравшим считается тот, кто сидит дальше всех от сделавшего снос игрока, считая против часовой стрелки.
Расчёты по завершении игры
Расчёт с выигравшим: три проигравших игрока платят победителю полную стоимость его комбинации. Затем каждый из трёх проигравших расчитывается с двумя остальными, при этом расчёт в каждой паре выглядит следующим образом: тот игрок, чья комбинация дешевле, выплачивает разницу в стоимости комбинаций игроку, чья комбинация дороже.
Когда выигрывает Восток: если выигрывает Восток, все проигравшие выплачивают двойную стоимость его комбинации. Если Восток проигрывает, он выплачивает победителю двойную стоимость комбинации последнего. В дальнейших расчётах между проигравшими игроками Восток получает или выплачивает двойную сумму выигрыша или проигрыша. Если выиграл Восток, он сохраняет лидерство на следующую партию; в противном случае лидерство переходит к его партнёру справа, который, таким образом, становится Востоком.
Правило «Дом полон»: стоимость комбинации может быть очень высокой более 25000 очков. Поэтому в начале игры обычно оговаривают предельную величину выигрыша (например, 2000 очков). Если стоимость комбинации превышает этот предел, то говорят «Дом полон» и в дальнейших расчётах используют предельную величину (2000).
Несыгранная игра: если в Стене осталось 14 костей (7 пар) без учёта Свободных костей, и никто не завершил Ма-Джонг, игра прекращается и объявляется несыгранной. Очки при этом не подсчитываются.
Игровая практика. Фишки для расчётов
Если игрок объявляет «Чоу» и собирается взять кость с кона для завершения последовательности, он обязан уступить эту кость объявившему «Панг» или «Конг» даже в том случае, если этот игрок слегка замешкался.
Сходным образом игрок может взять кость на Панг или Конг в том случае, если тот игрок, чья очередь ходить, уже взял кость со Стены и даже посмотрел её. Однако игроки должны быть достаточно расторопными: в том случае, если нужная кость на кону оказалась закрыта следующим сносом, взять её нельзя.
Игрок может вслух объявлять свой снос; это не является обязательным, но считается вежливым. Каждый снос кладётся лицевой стороной вверх так, чтобы его было видно всем, и не перемешивается с ранее снесёнными костями. Возможен вариант, когда предыдущая снесённая кость переворачивается лицевой стороной вниз; таким образом, единственной открытой костью на кону является последняя снесённая кость.
Игрок может держать четыре одинаковых кости на руках, а не объявлять Закрытый Конг, предполагая использовать часть этих костей для завершения одной или нескольких последовательностей. Это допускается и в ряде случаев оказывается полезным. Однако, если другой игрок выигрывает, то эти 4 кости рассматриваются как набор из трёх костей (Закрытый Панг).
Игрок, которому не хватает одной кости для завершения выигрышной комбинации (Маджонга), обязан объявить себя Просящей рукой.
В процессе игры у игрока должно быть 13 костей, считая выложенные на стол группы и те, которые на руках, за исключением четвёртых костей в Конгах; за каждый Конг игрок должен взять Свободную кость. Ма-Джонг состоит из 14 костей, опять же не считая четвёртые кости в Конгах. Если количество костей у игрока не равно 13, он объявляется Мёртвой рукой. Такой игрок не может собрать Ма-Джонг. Если количество костей у Мёртвой руки меньше необходимого, то его очки будут участвовать в подсчёте по окончании игры; если количество костей больше необходимого, то его очки не считаются.
Подсчёт очков. Удвоения.Пенальти
Последовательность | 0 | очков |
Пара собственных Ветров | 2 | очка |
Пара преимущественных Ветров | 2 | очка |
Пара Драконов | 2 | очка |
Открытые комбинации (одна из костей взята с кона, и комбинация выложена на стол): | ||
Тройка одинаковых костей в мастях (2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8) | 2 | очка |
Тройка Единиц или Девяток | 4 | очка |
Тройка Ветров | 4 | очка |
Тройка Драконов | 4 | очка |
Четвёрка одинаковых костей в мастях (2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8) | 8 | очков |
Четвёрка Единиц или Девяток | 16 | очков |
Четвёрка Ветров | 16 | очков |
Четвёрка Драконов | 16 | очков |
Закрытые комбинации (полностью собранные со Стены): | ||
Тройка одинаковых костей в мастях (2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8) | 4 | очка |
Тройка Единиц или Девяток | 8 | очков |
Тройка Ветров | 8 | очков |
Тройка Драконов | 8 | очков |
Четвёрка одинаковых костей в мастях (2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8) | 16 | очков |
Четвёрка Единиц или Девяток | 32 | очка |
Четвёрка Ветров | 32 | очка |
Четвёрка Драконов | 32 | очка |
Только для выигравшего Ма-Джонг | ||
За Ма-Джонг | 20 | очков |
Последняя кость взята со Стены | 2 | очка |
Последняя кость единственно возможная (пара к одиночной кости, или завершение последовательности в середине, или завершение последовательности, открытой только с одного конца) | 2 | очка |
Удвоения
Общая сумма комбинации удваивается в следующих случаях:
- Тройка или четвёрка Драконов
- Тройка или четвёрка собственных Ветров
- Тройка или четвёрка преимущественных Ветров
- Чистая масть (с Драконами и Ветрами)
- Чистая масть без Драконов и Ветров — удвоение трижды
- Присутствуют только Единицы, Девятки, Драконы и Ветры
- Только Драконы и Ветры (нет мастей) — удвоение трижды
Только для выигравшего Ма-Джонг:
- Нет ни одной последовательности
- Нет очков (мизер)
- Комбинация завершена Свободной костью
- Комбинация завершена последней допустимой костью (15-я от конца Стены, не считая Свободных)
- Совершено ограбление Открытого Конга
- В комбинации 3 группы Ветров и пара Ветров
- В комбинации 2 группы Драконов и пара Драконов
- Игрок сразу открывает у себя Просящую руку и далее не участвует в игре, ожидая последней кости для завершения Ма-Джонга.
Пенальти
Примечание: на Гамблере пенальти пока не реализовано, но из этических соображений очень рекомендуем стараться избегать ситуаций, за которые полагается пенальти.
Если игрок имеет 9 и более костей одной масти открытыми, а другой игрок выкинет кость этой масти, что позволит первому завершить Ма-Джонг из чистой масти, то выбросивший кость платит штраф. Он не платит, если сам имеет кости только этой масти или является Просящей рукой.
Если игрок имеет 3 открытые группы Ветров, а другой игрок выкинет кость 4-го Ветра, что позволит первому выиграть, то выкинувший платит штраф.
Если игрок имеет 2 открытые группы Драконов, а другой игрок выкинет кость 3-го Дракона, что позволит первому выиграть, то выкинувший платит штраф.
Если игрок имеет 3 группы Единиц или Девяток открытыми, а другой игрок выкинет Единицу или Девятку, что позволит первому выиграть, то выкинувший платит штраф.
Штраф заключается в том, что виновный платит выигравшему полную сумму за всех игроков, а остальные расчёты не производятся.
Примеры подсчёта очков
Рис. 9 |
Комбинация, показанная на рис. 9, считается следующим образом:
Открытая | Закрытая | |
Тройка Дотов | 4 | 8 |
Тройка Символов | 2 | 4 |
Тройка Драконов | 4 | 8 |
Ма-Джонг | 20 | 20 |
Всего | 30 | 40 |
Удвоение за Драконов | 60 | 80 |
Рис. 10.
Комбинация, показанная на рис. 10, считается следующим образом:
Открытая | Закрытая | |
Тройка Дотов | 2 | 4 |
Ма-Джонг | 20 | 20 |
Всего | 22 | 24 |
Рис. 11
Комбинация, показанная на рис. 11, считается следующим образом:
Открытая | Закрытая | |
Тройка Дотов | 2 | 4 |
Тройка Драконов | 4 | 8 |
Ма-Джонг | 20 | 20 |
Всего | 26 | 32 |
Удвоение за Драконов | 52 | 64 |
Удвоение за чистую масть | 104 | 128 |
Рис. 12
Комбинация, показанная на рис. 12, считается следующим образом:
Открытая | Закрытая | |
Тройка Единиц Дотов | 4 | 8 |
Тройка Шестерок Дотов | 2 | 4 |
Маджонг | 20 | 20 |
Всего | 26 | 32 |
Удвоение трижды за чистую масть | 208 | 256 |
Спортивный маджонг
Спортивный маджонг основан на строгой и сбалансированной системе из 81 комбинации костей («фанов»), за которые начисляются очки: от 1 до 88 очков. При этом многие из этих комбинаций не встречаются в классических китайских правилах (например, двойное чоу, короткий ряд и т.д.), а привычные по классическим правилам комбинации, не приносят в спортивном маджонге каких-либо очков (например, одиночный панг простых костей, пара драконов и т.д.) или удвоений, которых в спортивном маджонге нет принципе.
Задача игрока заключается в том, чтобы собрать стандартный (три панга/конга/чоу и пара) или нестандартный (когда это прямо предусмотрено правилами) маджонг таким образом, чтобы он включал в себя любые из 81 комбинации костей, дающих в сумме не менее 8 оков. Разумеется, чем более дорогие комбинации игроку удается совместить в своей руке, тем больше очков он получает, и тем выше становятся его шансы на победу в раунде, игровой сессии или турнире в целом.
Полная игра по спортивным правилам (игровая сессия) состоит, как и в классическом маджонге, из четырех раундов – «восточный», «южный», «западный» и «северный» — по четыре сдачи (руки) в каждом, однако общее время игровой сессии, как правило, ограничивается в пределах 90-150 минут. Весь же турнир, обычно, состоит из 4-6 сессий и может быть длиться несколько дней.
Основные особенности
Официальное издание правил спортивного маджонга – довольно объемный документ, содержащий массу подробностей, многие из которых не сообщат опытному игроку ничего нового, так как они воспроизводят правила классического маджонга. Ниже приводится краткий перечень тех особенностей, которые отличают спортивный маджонг от других правил игры, избавленных от многословного описания и затерянности в толще правил (в скобках даны ссылки на соответствующие пункты официальных правил):
- восточный ветер завершает разбор стены взятием 1-ой и 3-ей кости из верхнего ряда (см. п. 3.5.5.6.);
- нет «мертвой стены» и «свободных костей»;
- цветы и конги замещаются с противоположного конца стены (см. п. 3.5.5.6.);
- каждый игрок складывает свой снос отдельно, в ряды по 6 костей (см. п. 3.6.4.);
- снесенная кость вслух не объявляется (см. п. 3.6.1.);
- не более 10 секунд на ход и 3 секунд для требования снесенной кости (см. п.п. 3.6.4 и 3.6.7.);
- взятая снесенная кость выкладывается перпендикулярно другим и указывает на снесшего ее игрока (см. п. 3.6.5.);
- объявленный закрытый конг выкладывается полностью в закрытую (см. п. 3.6.8.);
- ограбление конга возможно только в момент его объявления (см. п. 3.8.1.);
- очки присуждаются за одну или несколько из строго определенных 81 комбинации (см. п. 3.8.);
- нет комбинаций, дающих удвоение очков (см. п. 3.8.1.);
- нет правила просящей руки;
- не может быть объявлен маджонг стоимостью менее 8 очков (см. п. 3.9.1.1.);
- очки за цветы не учитываются для взятия минимума в 8 очков (см. п. 3.8.1.);
- очки подсчитываются только у игрока, объявившего маджонг (см. п. 3.9.);
- для подсчета очков используются снесенные кости (см. п. 3.11.11.);
- расчеты между проигравшими не производятся (см. п. 3.9.);
- игрок, снесший кость на маджонг, платит больше (см. п. 3.9.1.3.);
- позиция восточного ветра не удваивает очки/выплаты (см. п. 3.9.1.);
- ветра переходят независимости от результата сдачи (см. п. 3.4.8.).
Полный список фанов
Очки | Название фана | Описание фана |
88 | Большие четыре ветра | Панги или конги из костей всех четырех ветров. |
88 | Большие три дракона | Панги или конги из костей всех трех драконов. |
88 | Все зеленые | Рука, в которой чоу, панги и пара (пары) составлены исключительно из «зеленых» костей (2, 3, 4, 6, 8 бамбуков и Зеленый Дракон). |
88 | Девять врат | Рука содержит кости 1, 1, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 9, 9 в любой одной масти, создавая девятистороннее ожидание костей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (может совмещаться с «Полностью закрытая» при выигрыше со стены). |
88 | Четыре конга | Любая рука, включающая четыре конга; они могут быть как закрытыми, так и открытыми. |
88 | Семь смещенных пар | Рука, составленная из семи пар одной нумерованной масти, где каждая следующая пара смещена на один номер вверх от предыдущей (может совмещаться с «Полностью закрытая» при выигрыше со стены). |
88 | Тринадцать сирот | Рука, составленная из одиночных костей любых двенадцати из числа 1, 9 и благородных, а также пары к тринадцатой (может совмещаться с «Полностью закрытая» при выигрыше со стены). |
64 | Все терминальные | Пара (пары), панги или конги составлены только из нумерованных костей 1 или 9, без благородных костей. |
64 | Малые четыре ветра | Рука, включающая три Панга или Конга Ветров и одну пару четвертого Ветра. |
64 | Малые три дракона | Рука, включающая два Панга или Конга Драконов и одну пару третьего Дракона. |
64 | Все благородные | Пара (пары), Панги или Конги составлены только из благородных костей. |
64 | Четыре закрытых панга | Рука, включающая четыре закрытых панга или конга, собранных без объявления (может совмещаться с «Полностью закрытая» при выигрыше со стены). |
64 | Чистые терминальные чоу | Рука, состоящая из двух пар верхних и нижних терминальных чоу в одной масти и одной пары пятерок той же масти. |
48 | Четверное чоу | Четыре чоу одной и той же последовательности в одной масти. |
48 | Четыре чистых смещенных панга | Четыре панга (или конга) одной масти, каждый следующий смещен на один номер вверх от предыдущего. |
32 | Четыре чистых смещенных чоу | Четыре чоу одной масти, каждое следующее смещено на 1 или 2 номера вверх от предыдущего, но без комбинации этих смещений. |
32 | Три конга | Рука, содержащая три конга (могут быть добавлены очки за закрытые комбинации). |
32 | Все терминальные и благородные | Пара (пары), панги или конги – все составлены из нумерованных костей 1 или 9 и благородных костей. |
24 | Семь пар | Рука, составленная из семи пар (может совмещаться с «Полностью закрытая» при выигрыше со стены). |
24 | Большие благородные и вариативные кости | Составлена из семи одиночных благородных и семи одиночных нумерованных костей, принадлежащих разным вариативным последовательностям (например, 1-4-7 бамбуков, 2-5-8 символов и 3-6-9 точек). |
24 | Все четные панги | Рука, составленная из пангов или конгов нумерованных костей 2, 4, 6, 8 и пары таких же костей. |
24 | Полное изобилие | Рука, составленная полностью из костей одной масти. |
24 | Чистое тройное чоу | Три чоу одной номерной последовательности в одной масти. |
24 | Чистые смещенные панги | Три панга или панга одной масти, каждый следующий смещен на один номер вверх от предыдущего. |
24 | Верхние кости | Рука, полностью состоящая из нумерованных костей 7, 8 и 9. |
24 | Средние кости | Рука, полностью состоящая из нумерованных костей 4, 5 и 6. |
24 | Нижние кости | Рука, полностью состоящая из нумерованных костей 1, 2 и 3. |
16 | Чистый ряд | Рука, содержащая по одной кости всех костей одной масти – от 1 до 9, составляющих три последовательных чоу. |
16 | Три масти и терминальные чоу | Рука, состоящая из костей 1-2-3 и 7-8-9 одной масти (два терминальных чоу), костей 1-2-3 и 7-8-9 другой масти и пары пятерок третей масти. |
16 | Чистые смещенные чоу | Три чоу одной масти, каждое следующее смещено на 1 или 2 номера вверх от предыдущего, но без комбинации этих смещений. |
16 | Все пятерки | Рука, в которой каждая комбинация (чоу, панг, конг, пара) содержит нумерованную кость 5. |
16 | Тройной панг | Три панга (или конга) из костей одного номера каждой масти. |
16 | Три закрытых панга | Три закрытых панга или конга, собранных без объявления. |
12 | Малые благородные и переплетенные кости | Составлена из одиночных благородных и одиночных нумерованных костей, принадлежащих разным вариативным последовательностям, например: 1-4-7 бамбуков, 2-5-8 символов и 3-6-9 точек – кости каждой из трех мастей должны принадлежать разным вариативным последовательностям, но не обязательно в таком же порядке (может совмещаться с «Полностью закрытая» при выигрыше со стены). |
12 | Переплетенный ряд | Особый ряд, составленный не из обычных чоу, а из трех различных вариативных последовательностей, например: 1-4-7 точек, 2-5-8 символов и 3-6-9 бамбуков, но не обязательно в таком же порядке. |
12 | Четыре верхних | Рука, составленная из нумерованных костей от 6 до 9. |
12 | Четыре нижних | Рука, составленная из нумерованных костей от 1 до 4. |
12 | Большие три ветра | Рука, включающая один панг (или конг) каждого из трех ветров. |
8 | Смешанный ряд | Ряд (т.е. кости от 1 до 9) составленный из чоу всех трех мастей. |
8 | Симметричные кости | Рука, полностью собранная из вертикально симметричных костей, т.е. когда изображения на костях выглядят одинаково, если их перевернуть на 180 градусов. Это кости: 1,2,3,4,5,8 и 9 точек, 2,4,5,6,8 и 9 бамбуков и Белый дракон. |
8 | Смешанное тройное чоу | Три чоу одинаковой номерной последовательности, по одному в каждой масти. |
8 | Смешанные смещенные панги | Три панга (или конга), по одному в каждой масти, каждый следующий смещен на один номер вверх от предыдущего. |
8 | Цыплячья рука | Рука, которая должна была бы стоить 0 очков (исключая очки за цветы). |
8 | Последняя кость со стены | Выигрыш (составление маджонга) взятием самой последней кости в стене (не совмещается с «Выигрыш со стены»). |
8 | Последний снос | Выигрыш (составление маджонга) взятием снесенной кости, которая является последней в игре. |
8 | Выигрыш замещающей костью | Выигрыш (составление маджонга) взятием замещающей кости после составления конга (но не замещения цветка). Если после объявления конга взята кость цветка и замещающая цветок кость позволяет выиграть, то могут быть засчитаны очки за «Выигрыш со Стены» (но «Выигрыш замещающей костью» в этом случае не засчитывается). |
8 | Ограбление конга | Выигрыш с помощью кости, которую кто-либо добавил к открытому пангу, чтобы создать конг (не может быть совмещено с очками за «Последняя кость»). |
8 | Два закрытых конга | Рука, которая содержит два закрытых конга. |
6 | Все панги | Рука, составленная из четырех пангов (или конгов) и одной пары. |
6 | Пол-изобилия | Рука, составленная из любой из трех мастей в комбинации с благородными костями. |
6 | Смешанные смещенные чоу | Три чоу, по одной в каждой масти, каждое следующее смещено на один номер вверх от предыдущего. |
6 | Все типы | Рука, в которой каждая из пяти комбинаций (панги, конги, чоу, пары) составлена из разных типов костей (символов, бамбуков, точек, ветров и драконов). |
6 | Открытая рука | Все комбинации в руке (чоу, панг, конг и пара) должны быть созданы с помощью костей, снесенных другими игроками. Все комбинации должны быть открытыми, а игрок должен выиграть единственно возможной костью, снесенной другим игроком. |
6 | Два панга драконов | Два панга (или конга) костей драконов. |
4 | Внешняя рука | Рука, которая содержит терминальные и благородные кости в каждой комбинации, включая пару. |
4 | Полностью закрытая рука | Рука, которую игрок завершает без единого объявления, и выигрывает взятием кости со стены. |
4 | Два открытых конга | Рука, которая содержит два открытых конга. Один открытый конг и один закрытый конг дают 6 очков. |
4 | Последняя кость | Выигрыш с помощью кости, которая является последней из четырех в своем роде (это должно быть очевидно для всех игроков, основываясь на снесенных и открытых костях). |
2 | Панг драконов | Панг или конг из костей драконов. |
2 | Преимущественный ветер | Панг или конг из костей ветра, соответствующего текущему преимущественному ветру. |
2 | Ветер места | Панг или конг из костей ветра, соответствующего месту игрока за столом (разыгрывающий – Восток, и далее, против часовой стрелки от разыгрывающего, места других игроков: Юг, Запад, Север). |
2 | Закрытая рука | Закрытая рука (нет ни одной открытой комбинации) при выигрыше с помощью снесенной кости. |
2 | Все чоу | Рука, состоящая только из чоу, без благородных костей. |
2 | Четыре врозь | Имеются все четыре одинаковые кости одной масти, не составленные в конг. |
2 | Двойной панг | Два панга (или конга) одного номера в разных мастях. |
2 | Два закрытых панга | Два панга, собранных без объявления. |
2 | Закрытый конг | Конг, составленный из костей, взятых со стены, и объявленный как конг. |
2 | Все простые | Рука, составленная без использования терминальных и благородных костей. |
1 | Чистое двойное чоу | Два идентичных чоу в одной масти. |
1 | Смешанное двойное чоу | Два чоу из одинаковых номеров, но в разных мастях. |
1 | Короткий ряд | Два чоу в одной масти, которые продолжают друг друга, создавая последовательный ряд из шести костей. |
1 | Два терминальных чоу | Чоу из костей 1-2-3 и 7-8-9 одной масти. |
1 | Панг терминальных или благородных | Панг или конг единиц, девяток или ветров (панг драконов дает 2 очка). |
1 | Открытый конг | Конг, созданный с помощью снесенной кости другого игрока, или созданный из открытого панга. |
1 | Пропущенная масть | Рука, в которой использованы только две из трех мастей (т.е. не содержит костей одной из трех мастей). |
1 | Без благородных | Рука, составленная полностью из номерных костей, без ветров и драконов. |
1 | Крайнее ожидание | Ожидание 3, чтобы составить чоу 1-2-3 или 7, чтобы составить чоу 7-8-9. Не засчитывается, если ожидается более одной кости. Не засчитывается, если совмещено с другим типом ожидания. |
1 | Закрытое ожидание | Ожидание кости, чей номер находится «внутри» (в середине) ожидаемого чоу. Не засчитывается, если ожидается более одной кости. Не засчитывается, если совмещено с другим типом ожидания. |
1 | Ожидание единственной | Ожидание кости для составления пары. Не засчитывается, если ожидается более одной кости (например, имеется 1-2-3-4 и ожидается 1 или 4). |
1 | Выигрыш со стены | Выигрыш (объявление маджонга) с помощью новой кости, взятой со стены. |
1 | Цветок | Каждая кость, на которой изображено китайское слово «Весна» (или «Лето», «Осень», «Зима», «Вишня», «Орхидея», «Бамбук», «Хризантема») принесет вам одно очко, если вы выиграете. |
Сычуаньский маджонг
Общие правила:
- для игры используются только кости трёх мастей, итого 108 костей;
- первый дилер назначается жеребьёвкой (броском двух кубиков);
- стена состоит по 14 стопок костей у дилера и у игрока напротив, по 13 стопок у двух других игроков;
- дилер бросает 2 кубика, сумма значений, отсчитываемых против часовой стрелки от дилера, определяет стену, меньшее из двух значений отсчитывается от правого конца стены для определения места разлома стены;
- разрешены объявления на панг, конг и маджонг («Ху»), чоу в руке разрешены (без объявления);
- разрешены два типа завершённой руки: четыре сета и пара, а также семь пар;
- кость на замену после объявления конга берётся с «открытого» конца стены;
- нельзя объявить конг если в стене не осталось кости на замену.
Запрещённая масть:
- после раздачи костей и перед первым ходом каждый игрок должен назначить «запрещённую масть» — масть, которая должна отсутствовать в руке игрока при объявлении маджонга;
- перед первым ходом каждый игрок отделяет из своей руки кость запрещённой масти и помещает её в центр перед собой лицевой стороной вниз, эта кость является первым сносом игрока;
- если у игрока нет в руке кости запрещённой масти, то он / она помещает карточку с указанием масти, эта карточка переворачивается вместе с первым сносом игрока.
Объявление Ху:
- разрешены множественные объявления Ху на одной снесённой кости, все игроки с объявленным Ху получают очки от снесшего игрока;
- после объявления Ху при наличии в игре двух или трёх игроков без Ху игра продолжается («битва до конца»);
- игрок, объявивший Ху, перестаёт играть до конца сдачи и переворачивает свои «стоящие» кости лицевой стороной вниз;
- победная кость при объявлении Ху со сноса разворачивается лицевой стороной вверх и помещается слева, справа от руки либо посередине для указания снесшего игрока, при выигрыше со стены она переворачивается лицевой стороной вниз;
- если игрок не сделал объявления Ху со сноса одного игрока, то он / она не имеет право объявить Ху в этом же круге со сноса другого игрока на ту же кость за исключением объявления Ху на бóльшую стоимость руки.
Завершение розыгрыша:
- розыгрыш сдачи завершается если объявлено Ху тремя игроками или разобрана стена;
- для подсчёта очков все игроки показывают свои руки в конце розыгрыша сдачи;
- игрок суммарно получает очки за Ху (включая выплату от игроков без Ху без ожидания) и очки за конги;
- штраф в 48 очков назначается игроку, у которого осталась в руке запрещённая масть и не все сносы состояли только из этой масти;
- состояние «в ожидании» означает что для завершённой руки не хватает ровно одной кости в независимости от того, имеется ли кость данного вида ещё в наличии в игре (исключение — все четыре копии победной кости находятся в «стоящих» костях игрока);
- при разобранной стене при наличии двух и более игроков без Ху каждый игрок без Ху без ожидания выплачивает стоимость руки каждому игроку без Ху в ожидании;
- при разобранной стене игроки без Ху без ожидания не получают выплат за конги.
Исключение: в финале трёх объявленных Ху рука игрока без Ху не показывается и не проверяется на наличие костей запрещённой масти, очки за объявленные конги начисляются.
Передача дилерства:
- если ни одного Ху не было объявлено, то дилер остаётся прежним;
- если Ху было объявлено одним игроком, то этот игрок становится новым дилером;
- если Ху было объявлено со сноса несколькими игроками одновременно, то новым дилером становится игрок, снесший победную кость.
Подсчёт очков
В сычуаньском маджонге принята система подсчёта очков, основанная на удвоениях (фанах). В таблице перечислены все ценные комбинации, которые применяются при подсчёте стоимости завершённой руки или руки в ожидании.
Ценные комбинации и фаны (удвоения)
No | Ценная комбинация | Фанов (удвоений) | Описание |
1 | Конг | 1 за каждый | 4 кости одного вида в конге |
2 | Четвёрка | 1 за каждую | 4 кости одного вида в разных сетах |
3 | Все панги | 1 | Маджонг на руке с 4-мя пангами или конгами |
4 | Золотое ожидание | 1 | Маджонг при ожидании единственной кости с 4-мя объявленными пангами или конгами. Добавьте сюда 1 фан за «Все панги» |
5 | Полное изобилие | 2 | Маджонг на руке из костей только одной масти |
6 | Семь пар | 2 | Маджонг на руке с семью парами |
7 | Выигрыш на замене | 1 | Объявление маджонга на замещающей кости после объявления конга (считается как выигрыш со стены) |
8 | Наброс после конга | 1 | Объявление маджонга на кости, которую другой игрок сносит сразу же после объявления конга (конг остаётся, но его стоимость должна быть возвращена) |
9 | Ограбление конга | 1 | Объявление маджонга на кости, которую другой игрок добавляет к объявленному пангу до конга (конг не засчитывается) |
10 | Морское дно | 1 | Объявление маджонга на последнюю кость со стены или на последний снос |
За каждую ценную комбинацию добавляется 1 или 2 фана, количество фанов суммируется. Стоимость руки удваивается от стартовой значения 1 очко столько раз, какова получилась сумма фанов, однако с ограничением в 4 фана, то есть любая рука, имеющая 4 и более фанов, будет оцениваться как рука ровно с 4 фанами, или стоимостью 2*2*2*2=16 очков (см. таблицу).
Фанов итого | 0 | 1 | 2 | 3 | 4+ |
Стоимость руки (очки) | 1 | 2 | 4 | 8 | 16 |
Для подсчёта стоимости руки при объявленном маджонге суммируют фаны по всем применимым к данной руке ценным комбинациям. Для руки в ожидании подсчитывается максимальная стоимость возможной руки при различных вариантах победной кости. Стоимость руки находится по таблице.
Начисления и выплаты очков при при объявлении «Ху» и при разобранной стене
Когда выплата по «Ху» | Очков | Кто платит | Кто получает выплаты |
Объявление «Ху» на снесённой кости | Стоимость руки | Снесший игрок | Каждый объявивший «Ху» на снесённой кости игрок |
Объявление «Ху» на кости со стены | Стоимость руки + 1 | Каждый игрок без «Ху» | Игрок, объявивший «Ху» на кости со стены |
Два и более игрока без «Ху» при разобранной стене | Максимальная стоимость руки для костей ожидания | Каждый игрок без ожидания | Каждый игрок в ожидании |
Конги
Начисление и выплата очков при объявлении конгов:
- за закрытый конг объявивший игрок получает по 2 очка с каждого игрока, кто ещё не объявил маджонг;
- за открытый конг объявивший игрок получает 2 очка со снесшего кость в конг игрока;
- за дополненный конг объявивший получает по 1 очку с каждого игрока, кто ещё не объявил маджонг (но только в случае немедленного объявлении конга при получении четвёртой кости со стены);
- если дополненный конг был ограблен, то очки за его объявление не начисляются;
- если объявивший конг игрок набрасывает в маджонг сразу же после объявления конга, то начисление очков за конг не происходит, сам же конг остаётся в руке игрока;
- если при разборе всей костей стены игрок оказался без ожидания, то начисление очков за все его объявленные конги не происходит.
Вышеизложенные правила по конгам систематизированы в таблице.
Объявление | Очков | Кто платит | Кто получает выплаты |
Закрытый конг | 2 | Каждый игрок без «Ху» | Игрок, объявивший конг |
Открытый конг на снесённой кости | 2 | Снесший игрок | Игрок, объявивший конг |
Дополненный конг на взятой со стены кости | 1 | Каждый игрок без «Ху» | Игрок, объявивший конг |
Отложенный конг на кости, взятой из руки | 0 | Никто | Никто |