Маджонг Правила

Правила игры

Сычуаньский маджонг

Правила игры

Классический маджонг

Правила игры

Спортивный маджонг

Классический маджонг

Описание игровых костей

Игра ведётся набором из 136 костей. В полный набор входит по 4 одинаковых кости каждого из 34 видов.

Тридцать четыре различных вида костей складываются из: трёх мастей Бамбуков, Дотов и Символов, которые в Китае называются «tiao», «tung» и «wan» соответственно (см. рис. 1, 2 и 3).

Рис. 1. Бамбуки

      

Рис. 2. Доты

Единица Символов Двойка Символов Тройка Символов Четвёрка Символов Пятёрка Символов Шестёрка Символов Семёрка Символов Восьмёрка Символов Девятка Символов

Рис. 3. Символы


В каждой из этих трёх мастей кости идут от единицы до девятки. Таким образом, три масти определяют 27 видов костей, по 4 кости каждого вида, что в сумме даёт 108. Кроме этого, есть ещё четыре Ветра Восточный, Южный, Западный и Северный (см. рис. 4),

Восточный Ветер Южный Ветер Западный Ветер Северный Ветер

Рис. 4. Ветры: Восточный, Южный, Западный, Северный


а также три Дракона Красный, Зелёный и Белый (см. рис. 5).

Красный Дракон Зелёный Дракон Белый Дракон

Рис. 5. Драконы: Красный, Зеленый, Белый

Церемония начала игры. Разбор Стены. Сдача.

В Ма-Джонг играют четыре игрока. Каждый из них играет за себя.

Игроки рассаживаются, и каждый из них по очереди кидает два игральных кубика. Выбросивший наибольшее число очков становится Восточным Ветром, или лидером.

Стена

Рис. 6. Стена


136 костей выкладывают на стол лицевой стороной вниз и тщательно перемешивают. Каждый игрок забирает себе случайным образом выбранные 34 кости и располагает их на столе перед собой лицевой стороной вниз в ряд из 17 костей в длину и 2 костей в высоту. Эти четыре ряда затем сдвигаются вперёд так, чтобы образовать квадрат в середине стола, который символизирует китайскую городскую стену (см. рис. 6). Та сторона Стены, с которой сидит лидер, всегда является Восточной, напротив него располагается Западная, справа Южная и слева Северная сторона.


Разбор Стены

Порядок разбора Стены определяется двумя бросками двух игральных кубиков. Сначала лидер бросает два кубика, и сумма выпавших очков указывает Стену, которая будет разбираться. Отсчёт ведётся от лидера против часовой стрелки. Таким образом, если выпало 2, 6 или 10, то кубики для второго броска берёт Юг, если 3, 7 или 11, то кубики берёт Запад, если 4, 8 или 12 Север, а если 5 или 9, то кубики остаются у лидера.

Начало игры

Рис. 7. Начало игры: все игроки получили свои кости


Следующий бросок кубиков делается игроком, чья Стена будет разбираться, и определяет точную позицию, с которой будет разбираться Стена. Игрок бросает два кубика, а затем отсчитывает с правого конца своей Стены (по часовой стрелке) столько пар костей, сколько очков выпало в сумме двух бросков. В этом месте Стена вскрывается, и игрок кладёт две вынутые из Стены кости, называемые Свободными костями, справа от этого места, лицевой стороной вниз. В дальнейшем Свободные кости будут указывать конец Стены.

Сдача

Далее лидер берёт первые четыре кости (две пары) с левой части открытой Стены. За ним по 4 кости в свою очередь берут Юг, Запад и Север, разбирая Стену по часовой стрелке до тех пор, пока у каждого не будет по 12 костей. На четвёртом заходе каждый игрок берёт из Стены по одной кости, что даёт по 13 костей на руках. Затем лидер берёт из Стены дополнительную кость, и, таким образом, у него на руках получается 14 костей. После этого Стена выглядит примерно так, как показано на рис. 7 (обратите внимание на расположение Свободных костей в конце Стены).

Затем каждый игрок раскладывает кости по мастям, причём лицевая сторона костей скрыта от других игроков, как при игре в домино.

Игра Чоу , Панг , Конг , Маджонг (выигрыш)

Лидер (Восток) начинает игру, выкладывая лишнюю (четырнадцатую) кость на кон в центре стола. За ним свой ход делает Юг, взяв одну кость со Стены и сделав снос (см. рис. 8). Процесс игры заключается в том, что игроки поочередно, начиная с лидера, заменяют свои кости на более подходящие, т.е. к 13-ти постоянным костям берется 14-я, и делается снос ненужной кости. Игроки по очереди продолжают делать ходы до тех пор, пока либо один из них не соберёт выигрышную комбинацию (Ма-Джонг), либо в Стене останется 14 костей без учёта Свободных (в последнем случае игра считается несыгранной).

Процесс игры

Рис. 8. Процесс игры


Цель игры состоит в том, чтобы собрать выигрышную комбинацию из четырёх групп по три (или четыре) кости и пары одинаковых костей. В группе может быть либо три или четыре одинаковых кости, либо последовательность (например, 5, 6, 7) из трёх костей одной масти.

В принципе, число игр не ограничено. На практике число игр либо оговаривают заранее, либо играют один гейм, состоящий из четырёх раундов (Восточный, Южный, Западный и Северный). Раунд заканчивается, когда каждый из игроков по разу побывает Востоком; соответственно, гейм состоит как минимум из 16 игр.

Каждому раунду соответствует одноименный Ветер, который является для всех игроков преимущественным. Кроме того, в каждой игре у каждого игрока есть собственный Ветер, определяемый положением игрока относительно лидера (Востока) или другими словами тем «местом» на котором он сидит во время конкретной сдачи — север, юг или запад.

Чоу

После того, как любой игрок делает ход, выкладывая кость на кон, сидящий справа от него игрок, чья очередь ходить, имеет возможность либо взять кость со Стены, либо забрать с кона последнюю выложеную кость в том случае, если она образует последовательность с уже имеющейся у этого игрока парой костей. В последнем случае он должен сказать «Чоу», выложить три кости, которые образуют последовательность, лицевой стороной вверх перед собой и снести одну из своих костей.

Взять кость на Чоу имеет право только только тот игрок, чья очередь делать ход.

Игрок, который собирается взять кость на Чоу, обязан уступить её игроку, который собирается взять эту кость на Панг (см. ниже).

Панг

Если у игрока есть пара одинаковых костей, а другой игрок сносит третью такую же кость, то первый игрок имеет право сказать «Панг» и забрать её даже в том случае, если не его очередь делать ход. Игрок, взявший кость на Панг, должен выложить получившуюся тройку костей лицевой стороной вверх перед собой и затем снести одну из своих оставшихся костей, чтобы у него оставалось правильное количество костей (13). После этого право хода переходит к игроку, сидящему справа от сделавшего Панг, и, таким образом, часть игроков пропускает свой ход.

Игрок, который собирается взять кость на Панг, обязан уступить её игроку, который собирается взять эту кость на Маджонг (см. ниже).

Конг

Если игрок имеет на руках три одинаковых кости и берёт такую же четвёртую с кона, он должен сказать «Конг», выложить эти четыре кости лицевой стороной вверх перед собой и взять одну Свободную кость (дальнюю от конца Стены) для того, чтобы у него было правильное число костей на руках. Затем игрок делает снос.

Он не может взять кость с кона, если три его кости уже выложены в открытую на стол. Если игрок уже имеет три одинаковых кости, выложенных в открытую на стол, и берёт четвёртую кость со Стены, он может доложить её к трём имеющимся, образуя Конг (в этом случае он тоже должен взять Свободную кость).

Если игрок собрал все четыре кости со Стены, он может выложить их перед собой и взять последнюю от конца Стены Свободную кость, чтобы у него было правильное число костей на руках, а затем сделать снос. В этом случае две кости выкладываются на стол лицевой стороной вверх, а две оставшиеся кости лицевой стороной вниз, показывая, что Конг является Закрытым, поскольку это будет иметь значение при подсчёте очков (см. «Подсчёт очков» и «Игровая практика»).

Если обе Свободные кости использованы, наверх Стены выкладываются две взятых с конца Стены кости в качестве Свободных. За наличием Свободных костей следит игрок, который строил эту Стену.

Игрок, который собирается взять кость на Конг, обязан уступить её игроку, который собирается взять эту кость на Маджонг (см. ниже).

Маджонг (выигрыш)

Когда игрок завершает комбинацию из четырёх групп по три (или четыре) кости и пары одинаковых костей, взяв последнюю недостающую кость либо со Стены, либо с кона, он объявляет «Ма-Джонг» («игра сыграна»). Игрок также имеет право ограбить Открытый Конг в момент его объявления другим игроком, взяв из него недостающую для завершения комбинации кость. Все игроки выкладывают свои кости на стол лицевой стороной вверх и подсчитывают стоимость своих комбинаций.

В том случае, если одна и та же кость с кона подходит нескольким игрокам для завершения Ма-Джонга, обычно действует следующее правило: выигравшим считается тот, кто сидит дальше всех от сделавшего снос игрока, считая против часовой стрелки.

Расчёты по завершении игры

Расчёт с выигравшим: три проигравших игрока платят победителю полную стоимость его комбинации. Затем каждый из трёх проигравших расчитывается с двумя остальными, при этом расчёт в каждой паре выглядит следующим образом: тот игрок, чья комбинация дешевле, выплачивает разницу в стоимости комбинаций игроку, чья комбинация дороже.

Когда выигрывает Восток: если выигрывает Восток, все проигравшие выплачивают двойную стоимость его комбинации. Если Восток проигрывает, он выплачивает победителю двойную стоимость комбинации последнего. В дальнейших расчётах между проигравшими игроками Восток получает или выплачивает двойную сумму выигрыша или проигрыша. Если выиграл Восток, он сохраняет лидерство на следующую партию; в противном случае лидерство переходит к его партнёру справа, который, таким образом, становится Востоком.

Правило «Дом полон»: стоимость комбинации может быть очень высокой более 25000 очков. Поэтому в начале игры обычно оговаривают предельную величину выигрыша (например, 2000 очков). Если стоимость комбинации превышает этот предел, то говорят «Дом полон» и в дальнейших расчётах используют предельную величину (2000).

Несыгранная игра: если в Стене осталось 14 костей (7 пар) без учёта Свободных костей, и никто не завершил Ма-Джонг, игра прекращается и объявляется несыгранной. Очки при этом не подсчитываются.

Игровая практика. Фишки для расчётов

Если игрок объявляет «Чоу» и собирается взять кость с кона для завершения последовательности, он обязан уступить эту кость объявившему «Панг» или «Конг» даже в том случае, если этот игрок слегка замешкался.

Сходным образом игрок может взять кость на Панг или Конг в том случае, если тот игрок, чья очередь ходить, уже взял кость со Стены и даже посмотрел её. Однако игроки должны быть достаточно расторопными: в том случае, если нужная кость на кону оказалась закрыта следующим сносом, взять её нельзя.

Игрок может вслух объявлять свой снос; это не является обязательным, но считается вежливым. Каждый снос кладётся лицевой стороной вверх так, чтобы его было видно всем, и не перемешивается с ранее снесёнными костями. Возможен вариант, когда предыдущая снесённая кость переворачивается лицевой стороной вниз; таким образом, единственной открытой костью на кону является последняя снесённая кость.

Игрок может держать четыре одинаковых кости на руках, а не объявлять Закрытый Конг, предполагая использовать часть этих костей для завершения одной или нескольких последовательностей. Это допускается и в ряде случаев оказывается полезным. Однако, если другой игрок выигрывает, то эти 4 кости рассматриваются как набор из трёх костей (Закрытый Панг).

Игрок, которому не хватает одной кости для завершения выигрышной комбинации (Маджонга), обязан объявить себя Просящей рукой.

В процессе игры у игрока должно быть 13 костей, считая выложенные на стол группы и те, которые на руках, за исключением четвёртых костей в Конгах; за каждый Конг игрок должен взять Свободную кость. Ма-Джонг состоит из 14 костей, опять же не считая четвёртые кости в Конгах. Если количество костей у игрока не равно 13, он объявляется Мёртвой рукой. Такой игрок не может собрать Ма-Джонг. Если количество костей у Мёртвой руки меньше необходимого, то его очки будут участвовать в подсчёте по окончании игры; если количество костей больше необходимого, то его очки не считаются.

Подсчёт очков. Удвоения.Пенальти

Последовательность0очков
Пара собственных Ветров2очка
Пара преимущественных Ветров2очка
Пара Драконов2очка

Открытые комбинации (одна из костей взята с кона, и комбинация выложена на стол):
Тройка одинаковых костей в мастях (2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8)2очка
Тройка Единиц или Девяток4очка
Тройка Ветров4очка
Тройка Драконов4очка
Четвёрка одинаковых костей в мастях (2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8)8очков
Четвёрка Единиц или Девяток16очков
Четвёрка Ветров16очков
Четвёрка Драконов16очков

Закрытые комбинации (полностью собранные со Стены):
Тройка одинаковых костей в мастях (2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8)4очка
Тройка Единиц или Девяток8очков
Тройка Ветров8очков
Тройка Драконов8очков
Четвёрка одинаковых костей в мастях (2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8)16очков
Четвёрка Единиц или Девяток32очка
Четвёрка Ветров32очка
Четвёрка Драконов32очка

Только для выигравшего Ма-Джонг
За Ма-Джонг20очков
Последняя кость взята со Стены2очка
Последняя кость единственно возможная (пара к одиночной кости, или завершение последовательности в середине, или завершение последовательности, открытой только с одного конца)2очка

Удвоения

Общая сумма комбинации удваивается в следующих случаях:

  • Тройка или четвёрка Драконов
  • Тройка или четвёрка собственных Ветров
  • Тройка или четвёрка преимущественных Ветров
  • Чистая масть (с Драконами и Ветрами)
  • Чистая масть без Драконов и Ветров — удвоение трижды
  • Присутствуют только Единицы, Девятки, Драконы и Ветры
  • Только Драконы и Ветры (нет мастей) — удвоение трижды

Только для выигравшего Ма-Джонг:

  • Нет ни одной последовательности
  • Нет очков (мизер)
  • Комбинация завершена Свободной костью
  • Комбинация завершена последней допустимой костью (15-я от конца Стены, не считая Свободных)
  • Совершено ограбление Открытого Конга
  • В комбинации 3 группы Ветров и пара Ветров
  • В комбинации 2 группы Драконов и пара Драконов
  • Игрок сразу открывает у себя Просящую руку и далее не участвует в игре, ожидая последней кости для завершения Ма-Джонга.

Пенальти

Примечание: на Гамблере пенальти пока не реализовано, но из этических соображений очень рекомендуем стараться избегать ситуаций, за которые полагается пенальти.

Если игрок имеет 9 и более костей одной масти открытыми, а другой игрок выкинет кость этой масти, что позволит первому завершить Ма-Джонг из чистой масти, то выбросивший кость платит штраф. Он не платит, если сам имеет кости только этой масти или является Просящей рукой.

Если игрок имеет 3 открытые группы Ветров, а другой игрок выкинет кость 4-го Ветра, что позволит первому выиграть, то выкинувший платит штраф.

Если игрок имеет 2 открытые группы Драконов, а другой игрок выкинет кость 3-го Дракона, что позволит первому выиграть, то выкинувший платит штраф.

Если игрок имеет 3 группы Единиц или Девяток открытыми, а другой игрок выкинет Единицу или Девятку, что позволит первому выиграть, то выкинувший платит штраф.

Штраф заключается в том, что виновный платит выигравшему полную сумму за всех игроков, а остальные расчёты не производятся.

Примеры подсчёта очков

Девятка ДотовДевятка ДотовДевятка Дотов Единица ДотовДвойка ДотовТройка Дотов Семёрка СимволовСемёрка СимволовСемёрка Символов Белый ДраконБелый ДраконБелый Дракон Двойка БамбуковДвойка Бамбуков
Рис. 9

Комбинация, показанная на рис. 9, считается следующим образом:

ОткрытаяЗакрытая
Тройка Дотов48
Тройка Символов24
Тройка Драконов48
Ма-Джонг2020
Всего3040
Удвоение за Драконов6080

Единица СимволовДвойка СимволовТройка Символов Пятёрка СимволовШестёрка СимволовСемёрка Символов Единица БамбуковДвойка БамбуковТройка Бамбуков Тройка ДотовТройка ДотовТройка Дотов Семёрка БамбуковСемёрка Бамбуков

Рис. 10.
Комбинация, показанная на рис. 10, считается следующим образом:

ОткрытаяЗакрытая
Тройка Дотов24
Ма-Джонг2020
Всего2224

Тройка БамбуковЧетвёрка БамбуковПятёрка Бамбуков Четвёрка БамбуковЧетвёрка БамбуковЧетвёрка Бамбуков Шестёрка БамбуковСемёрка БамбуковВосьмёрка Бамбуков Красный ДраконКрасный ДраконКрасный Дракон Единица БамбуковЕдиница Бамбуков

Рис. 11
Комбинация, показанная на рис. 11, считается следующим образом:

ОткрытаяЗакрытая
Тройка Дотов24
Тройка Драконов48
Ма-Джонг2020
Всего2632
Удвоение за Драконов5264
Удвоение за чистую масть104128

Единица ДотовЕдиница ДотовЕдиница Дотов Тройка ДотовЧетвёрка ДотовПятёрка Дотов Шестёрка ДотовШестёрка ДотовШестёрка Дотов Шестёрка ДотовСемёрка ДотовВосьмёрка Дотов Четвёрка ДотовЧетвёрка Дотов

Рис. 12
Комбинация, показанная на рис. 12, считается следующим образом:

ОткрытаяЗакрытая
Тройка Единиц Дотов48
Тройка Шестерок Дотов24
Маджонг2020
Всего2632
Удвоение трижды за чистую масть208256

Спортивный маджонг

Спортивный маджонг основан на строгой и сбалансированной системе из 81 комбинации костей («фанов»), за которые начисляются очки: от 1 до 88 очков. При этом многие из этих комбинаций не встречаются в классических китайских правилах (например, двойное чоу, короткий ряд и т.д.), а привычные по классическим правилам комбинации, не приносят в спортивном маджонге каких-либо очков (например, одиночный панг простых костей, пара драконов и т.д.) или удвоений, которых в спортивном маджонге нет принципе.

Задача игрока заключается в том, чтобы собрать стандартный (три панга/конга/чоу и пара) или нестандартный (когда это прямо предусмотрено правилами) маджонг таким образом, чтобы он включал в себя любые из 81 комбинации костей, дающих в сумме не менее 8 оков. Разумеется, чем более дорогие комбинации игроку удается совместить в своей руке, тем больше очков он получает, и тем выше становятся его шансы на победу в раунде, игровой сессии или турнире в целом.

Полная игра по спортивным правилам (игровая сессия) состоит, как и в классическом маджонге, из четырех раундов – «восточный», «южный», «западный» и «северный» — по четыре сдачи (руки) в каждом, однако общее время игровой сессии, как правило, ограничивается в пределах 90-150 минут. Весь же турнир, обычно, состоит из 4-6 сессий и может быть длиться несколько дней.

Основные особенности

Официальное издание правил спортивного маджонга – довольно объемный документ, содержащий массу подробностей, многие из которых не сообщат опытному игроку ничего нового, так как они воспроизводят правила классического маджонга. Ниже приводится краткий перечень тех особенностей, которые отличают спортивный маджонг от других правил игры, избавленных от многословного описания и затерянности в толще правил (в скобках даны ссылки на соответствующие пункты официальных правил):

  • восточный ветер завершает разбор стены взятием 1-ой и 3-ей кости из верхнего ряда (см. п. 3.5.5.6.);
  • нет «мертвой стены» и «свободных костей»;
  • цветы и конги замещаются с противоположного конца стены (см. п. 3.5.5.6.);
  • каждый игрок складывает свой снос отдельно, в ряды по 6 костей (см. п. 3.6.4.);
  • снесенная кость вслух не объявляется (см. п. 3.6.1.);
  • не более 10 секунд на ход и 3 секунд для требования снесенной кости (см. п.п. 3.6.4 и 3.6.7.);
  • взятая снесенная кость выкладывается перпендикулярно другим и указывает на снесшего ее игрока (см. п. 3.6.5.);
  • объявленный закрытый конг выкладывается полностью в закрытую (см. п. 3.6.8.);
  • ограбление конга возможно только в момент его объявления (см. п. 3.8.1.);
  • очки присуждаются за одну или несколько из строго определенных 81 комбинации (см. п. 3.8.);
  • нет комбинаций, дающих удвоение очков (см. п. 3.8.1.);
  • нет правила просящей руки;
  • не может быть объявлен маджонг стоимостью менее 8 очков (см. п. 3.9.1.1.);
  • очки за цветы не учитываются для взятия минимума в 8 очков (см. п. 3.8.1.);
  • очки подсчитываются только у игрока, объявившего маджонг (см. п. 3.9.);
  • для подсчета очков используются снесенные кости (см. п. 3.11.11.);
  • расчеты между проигравшими не производятся (см. п. 3.9.);
  • игрок, снесший кость на маджонг, платит больше (см. п. 3.9.1.3.);
  • позиция восточного ветра не удваивает очки/выплаты (см. п. 3.9.1.);
  • ветра переходят независимости от результата сдачи (см. п. 3.4.8.).

Полный список фанов

Очки

Название фанаОписание фана

88Большие четыре ветраПанги или конги из костей всех четырех ветров.
88Большие три драконаПанги или конги из костей всех трех драконов.
88Все зеленыеРука, в которой чоу, панги и пара (пары) составлены исключительно из «зеленых» костей (2, 3, 4, 6, 8 бамбуков и Зеленый Дракон).
88Девять вратРука содержит кости 1, 1, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 9, 9 в любой одной масти, создавая девятистороннее ожидание костей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (может совмещаться с «Полностью закрытая» при выигрыше со стены).
88Четыре конгаЛюбая рука, включающая четыре конга; они могут быть как закрытыми, так и открытыми.
88Семь смещенных парРука, составленная из семи пар одной нумерованной масти, где каждая следующая пара смещена на один номер вверх от предыдущей (может совмещаться с «Полностью закрытая» при выигрыше со стены).
88Тринадцать сиротРука, составленная из одиночных костей любых двенадцати из числа 1, 9 и благородных, а также пары к тринадцатой (может совмещаться с «Полностью закрытая» при выигрыше со стены).
64Все терминальныеПара (пары), панги или конги составлены только из нумерованных костей 1 или 9, без благородных костей.
64Малые четыре ветраРука, включающая три Панга или Конга Ветров и одну пару четвертого Ветра.
64Малые три драконаРука, включающая два Панга или Конга Драконов и одну пару третьего Дракона.
64Все благородныеПара (пары), Панги или Конги составлены только из благородных костей.
64Четыре закрытых пангаРука, включающая четыре закрытых панга или конга, собранных без объявления (может совмещаться с «Полностью закрытая» при выигрыше со стены).
64Чистые терминальные чоуРука, состоящая из двух пар верхних и нижних терминальных чоу в одной масти и одной пары пятерок той же масти.
48Четверное чоуЧетыре чоу одной и той же последовательности в одной масти.
48Четыре чистых смещенных пангаЧетыре панга (или конга) одной масти, каждый следующий смещен на один номер вверх от предыдущего.
32Четыре чистых смещенных чоуЧетыре чоу одной масти, каждое следующее смещено на 1 или 2 номера вверх от предыдущего, но без комбинации этих смещений.
32Три конгаРука, содержащая три конга (могут быть добавлены очки за закрытые комбинации).
32Все терминальные и благородныеПара (пары), панги или конги – все составлены из нумерованных костей 1 или 9 и благородных костей.
24Семь парРука, составленная из семи пар (может совмещаться с «Полностью закрытая» при выигрыше со стены).
24Большие благородные и вариативные костиСоставлена из семи одиночных благородных и семи одиночных нумерованных костей, принадлежащих разным вариативным последовательностям (например, 1-4-7 бамбуков, 2-5-8 символов и 3-6-9 точек).
24Все четные пангиРука, составленная из пангов или конгов нумерованных костей 2, 4, 6, 8 и пары таких же костей.
24Полное изобилиеРука, составленная полностью из костей одной масти.
24Чистое тройное чоуТри чоу одной номерной последовательности в одной масти.
24Чистые смещенные пангиТри панга или панга одной масти, каждый следующий смещен на один номер вверх от предыдущего.
24Верхние костиРука, полностью состоящая из нумерованных костей 7, 8 и 9.
24Средние костиРука, полностью состоящая из нумерованных костей 4, 5 и 6.
24Нижние костиРука, полностью состоящая из нумерованных костей 1, 2 и 3.
16Чистый рядРука, содержащая по одной кости всех костей одной масти – от 1 до 9, составляющих три последовательных чоу.
16Три масти и терминальные чоуРука, состоящая из костей 1-2-3 и 7-8-9 одной масти (два терминальных чоу), костей 1-2-3 и 7-8-9 другой масти и пары пятерок третей масти.
16Чистые смещенные чоуТри чоу одной масти, каждое следующее смещено на 1 или 2 номера вверх от предыдущего, но без комбинации этих смещений.
16Все пятеркиРука, в которой каждая комбинация (чоу, панг, конг, пара) содержит нумерованную кость 5.
16Тройной пангТри панга (или конга) из костей одного номера каждой масти.
16Три закрытых пангаТри закрытых панга или конга, собранных без объявления.
12Малые благородные и переплетенные костиСоставлена из одиночных благородных и одиночных нумерованных костей, принадлежащих разным вариативным последовательностям, например: 1-4-7 бамбуков, 2-5-8 символов и 3-6-9 точек – кости каждой из трех мастей должны принадлежать разным вариативным последовательностям, но не обязательно в таком же порядке (может совмещаться с «Полностью закрытая» при выигрыше со стены).
12Переплетенный рядОсобый ряд, составленный не из обычных чоу, а из трех различных вариативных последовательностей, например: 1-4-7 точек, 2-5-8 символов и 3-6-9 бамбуков, но не обязательно в таком же порядке.
12Четыре верхнихРука, составленная из нумерованных костей от 6 до 9.
12Четыре нижнихРука, составленная из нумерованных костей от 1 до 4.
12Большие три ветраРука, включающая один панг (или конг) каждого из трех ветров.
8Смешанный рядРяд (т.е. кости от 1 до 9) составленный из чоу всех трех мастей.
8Симметричные костиРука, полностью собранная из вертикально симметричных костей, т.е. когда изображения на костях выглядят одинаково, если их перевернуть на 180 градусов. Это кости: 1,2,3,4,5,8 и 9 точек, 2,4,5,6,8 и 9 бамбуков и Белый дракон.
8Смешанное тройное чоуТри чоу одинаковой номерной последовательности, по одному в каждой масти.
8Смешанные смещенные пангиТри панга (или конга), по одному в каждой масти, каждый следующий смещен на один номер вверх от предыдущего.
8Цыплячья рукаРука, которая должна была бы стоить 0 очков (исключая очки за цветы).
8Последняя кость со стеныВыигрыш (составление маджонга) взятием самой последней кости в стене (не совмещается с «Выигрыш со стены»).
8Последний сносВыигрыш (составление маджонга) взятием снесенной кости, которая является последней в игре.
8Выигрыш замещающей костьюВыигрыш (составление маджонга) взятием замещающей кости после составления конга (но не замещения цветка). Если после объявления конга взята кость цветка и замещающая цветок кость позволяет выиграть, то могут быть засчитаны очки за «Выигрыш со Стены» (но «Выигрыш замещающей костью» в этом случае не засчитывается).
8Ограбление конгаВыигрыш с помощью кости, которую кто-либо добавил к открытому пангу, чтобы создать конг (не может быть совмещено с очками за «Последняя кость»).
8Два закрытых конгаРука, которая содержит два закрытых конга.
6Все пангиРука, составленная из четырех пангов (или конгов) и одной пары.
6Пол-изобилияРука, составленная из любой из трех мастей в комбинации с благородными костями.
6Смешанные смещенные чоуТри чоу, по одной в каждой масти, каждое следующее смещено на один номер вверх от предыдущего.
6Все типыРука, в которой каждая из пяти комбинаций (панги, конги, чоу, пары) составлена из разных типов костей (символов, бамбуков, точек, ветров и драконов).
6Открытая рукаВсе комбинации в руке (чоу, панг, конг и пара) должны быть созданы с помощью костей, снесенных другими игроками. Все комбинации должны быть открытыми, а игрок должен выиграть единственно возможной костью, снесенной другим игроком.
6Два панга драконовДва панга (или конга) костей драконов.
4Внешняя рукаРука, которая содержит терминальные и благородные кости в каждой комбинации, включая пару.
4Полностью закрытая рукаРука, которую игрок завершает без единого объявления, и выигрывает взятием кости со стены.
4Два открытых конгаРука, которая содержит два открытых конга. Один открытый конг и один закрытый конг дают 6 очков.
4Последняя костьВыигрыш с помощью кости, которая является последней из четырех в своем роде (это должно быть очевидно для всех игроков, основываясь на снесенных и открытых костях).
2Панг драконовПанг или конг из костей драконов.
2Преимущественный ветерПанг или конг из костей ветра, соответствующего текущему преимущественному ветру.
2Ветер местаПанг или конг из костей ветра, соответствующего месту игрока за столом (разыгрывающий – Восток, и далее, против часовой стрелки от разыгрывающего, места других игроков: Юг, Запад, Север).
2Закрытая рукаЗакрытая рука (нет ни одной открытой комбинации) при выигрыше с помощью снесенной кости.
2Все чоуРука, состоящая только из чоу, без благородных костей.
2Четыре врозьИмеются все четыре одинаковые кости одной масти, не составленные в конг.
2Двойной пангДва панга (или конга) одного номера в разных мастях.
2Два закрытых пангаДва панга, собранных без объявления.
2Закрытый конгКонг, составленный из костей, взятых со стены, и объявленный как конг.
2Все простыеРука, составленная без использования терминальных и благородных костей.
1Чистое двойное чоуДва идентичных чоу в одной масти.
1Смешанное двойное чоуДва чоу из одинаковых номеров, но в разных мастях.
1Короткий рядДва чоу в одной масти, которые продолжают друг друга, создавая последовательный ряд из шести костей.
1Два терминальных чоуЧоу из костей 1-2-3 и 7-8-9 одной масти.
1Панг терминальных или благородныхПанг или конг единиц, девяток или ветров (панг драконов дает 2 очка).
1Открытый конгКонг, созданный с помощью снесенной кости другого игрока, или созданный из открытого панга.
1Пропущенная мастьРука, в которой использованы только две из трех мастей (т.е. не содержит костей одной из трех мастей).
1Без благородныхРука, составленная полностью из номерных костей, без ветров и драконов.
1Крайнее ожиданиеОжидание 3, чтобы составить чоу 1-2-3 или 7, чтобы составить чоу 7-8-9. Не засчитывается, если ожидается более одной кости. Не засчитывается, если совмещено с другим типом ожидания.
1Закрытое ожиданиеОжидание кости, чей номер находится «внутри» (в середине) ожидаемого чоу. Не засчитывается, если ожидается более одной кости. Не засчитывается, если совмещено с другим типом ожидания.
1Ожидание единственнойОжидание кости для составления пары. Не засчитывается, если ожидается более одной кости (например, имеется 1-2-3-4 и ожидается 1 или 4).
1Выигрыш со стеныВыигрыш (объявление маджонга) с помощью новой кости, взятой со стены.
1ЦветокКаждая кость, на которой изображено китайское слово «Весна» (или «Лето», «Осень», «Зима», «Вишня», «Орхидея», «Бамбук», «Хризантема») принесет вам одно очко, если вы выиграете.

Сычуаньский маджонг

Общие правила:

  • для игры используются только кости трёх мастей, итого 108 костей;
  • первый дилер назначается жеребьёвкой (броском двух кубиков);
  • стена состоит по 14 стопок костей у дилера и у игрока напротив, по 13 стопок у двух других игроков;
  • дилер бросает 2 кубика, сумма значений, отсчитываемых против часовой стрелки от дилера, определяет стену, меньшее из двух значений отсчитывается от правого конца стены для определения места разлома стены;
  • разрешены объявления на панг, конг и маджонг («Ху»), чоу в руке разрешены (без объявления);
  • разрешены два типа завершённой руки: четыре сета и пара, а также семь пар;
  • кость на замену после объявления конга берётся с «открытого» конца стены;
  • нельзя объявить конг если в стене не осталось кости на замену.

Запрещённая масть:

  • после раздачи костей и перед первым ходом каждый игрок должен назначить «запрещённую масть» — масть, которая должна отсутствовать в руке игрока при объявлении маджонга;
  • перед первым ходом каждый игрок отделяет из своей руки кость запрещённой масти и помещает её в центр перед собой лицевой стороной вниз, эта кость является первым сносом игрока;
  • если у игрока нет в руке кости запрещённой масти, то он / она помещает карточку с указанием масти, эта карточка переворачивается вместе с первым сносом игрока.

Объявление Ху:

  • разрешены множественные объявления Ху на одной снесённой кости, все игроки с объявленным Ху получают очки от снесшего игрока;
  • после объявления Ху при наличии в игре двух или трёх игроков без Ху игра продолжается («битва до конца»);
  • игрок, объявивший Ху, перестаёт играть до конца сдачи и переворачивает свои «стоящие» кости лицевой стороной вниз;
  • победная кость при объявлении Ху со сноса разворачивается лицевой стороной вверх и помещается слева, справа от руки либо посередине для указания снесшего игрока, при выигрыше со стены она переворачивается лицевой стороной вниз;
  • если игрок не сделал объявления Ху со сноса одного игрока, то он / она не имеет право объявить Ху в этом же круге со сноса другого игрока на ту же кость за исключением объявления Ху на бóльшую стоимость руки.

Завершение розыгрыша:

  • розыгрыш сдачи завершается если объявлено Ху тремя игроками или разобрана стена;
  • для подсчёта очков все игроки показывают свои руки в конце розыгрыша сдачи;
  • игрок суммарно получает очки за Ху (включая выплату от игроков без Ху без ожидания) и очки за конги;
  • штраф в 48 очков назначается игроку, у которого осталась в руке запрещённая масть и не все сносы состояли только из этой масти;
  • состояние «в ожидании» означает что для завершённой руки не хватает ровно одной кости в независимости от того, имеется ли кость данного вида ещё в наличии в игре (исключение — все четыре копии победной кости находятся в «стоящих» костях игрока);
  • при разобранной стене при наличии двух и более игроков без Ху каждый игрок без Ху без ожидания выплачивает стоимость руки каждому игроку без Ху в ожидании;
  • при разобранной стене игроки без Ху без ожидания не получают выплат за конги.

Исключение: в финале трёх объявленных Ху рука игрока без Ху не показывается и не проверяется на наличие костей запрещённой масти, очки за объявленные конги начисляются.

Передача дилерства:

  • если ни одного Ху не было объявлено, то дилер остаётся прежним;
  • если Ху было объявлено одним игроком, то этот игрок становится новым дилером;
  • если Ху было объявлено со сноса несколькими игроками одновременно, то новым дилером становится игрок, снесший победную кость.

Подсчёт очков

В сычуаньском маджонге принята система подсчёта очков, основанная на удвоениях (фанах). В таблице перечислены все ценные комбинации, которые применяются при подсчёте стоимости завершённой руки или руки в ожидании.

Ценные комбинации и фаны (удвоения)

NoЦенная комбинацияФанов (удвоений)Описание
1Конг1 за каждый4 кости одного вида в конге
2Четвёрка1 за каждую4 кости одного вида в разных сетах
3Все панги1Маджонг на руке с 4-мя пангами или конгами
4Золотое ожидание1Маджонг при ожидании единственной кости с 4-мя объявленными пангами или конгами. Добавьте сюда 1 фан за «Все панги»
5Полное изобилие2Маджонг на руке из костей только одной масти
6Семь пар2Маджонг на руке с семью парами
7Выигрыш на замене1Объявление маджонга на замещающей кости после объявления конга (считается как выигрыш со стены)
8Наброс после конга1Объявление маджонга на кости, которую другой игрок сносит сразу же после объявления конга (конг остаётся, но его стоимость должна быть возвращена)
9Ограбление конга1Объявление маджонга на кости, которую другой игрок добавляет к объявленному пангу до конга (конг не засчитывается)
10Морское дно1Объявление маджонга на последнюю кость со стены или на последний снос

За каждую ценную комбинацию добавляется 1 или 2 фана, количество фанов суммируется. Стоимость руки удваивается от стартовой значения 1 очко столько раз, какова получилась сумма фанов, однако с ограничением в 4 фана, то есть любая рука, имеющая 4 и более фанов, будет оцениваться как рука ровно с 4 фанами, или стоимостью 2*2*2*2=16 очков (см. таблицу).

Фанов итого01234+
Стоимость руки (очки)124816

Для подсчёта стоимости руки при объявленном маджонге суммируют фаны по всем применимым к данной руке ценным комбинациям. Для руки в ожидании подсчитывается максимальная стоимость возможной руки при различных вариантах победной кости. Стоимость руки находится по таблице.

Начисления и выплаты очков при при объявлении «Ху» и при разобранной стене

Когда выплата по «Ху»ОчковКто платитКто получает выплаты
Объявление «Ху» на снесённой костиСтоимость рукиСнесший игрокКаждый объявивший «Ху» на снесённой кости игрок
Объявление «Ху» на кости со стеныСтоимость руки + 1Каждый игрок без «Ху»Игрок, объявивший «Ху» на кости со стены
Два и более игрока без «Ху» при разобранной стенеМаксимальная стоимость руки для костей ожиданияКаждый игрок без ожиданияКаждый игрок в ожидании

Конги

Начисление и выплата очков при объявлении конгов:

  • за закрытый конг объявивший игрок получает по 2 очка с каждого игрока, кто ещё не объявил маджонг;
  • за открытый конг объявивший игрок получает 2 очка со снесшего кость в конг игрока;
  • за дополненный конг объявивший получает по 1 очку с каждого игрока, кто ещё не объявил маджонг (но только в случае немедленного объявлении конга при получении четвёртой кости со стены);
  • если дополненный конг был ограблен, то очки за его объявление не начисляются;
  • если объявивший конг игрок набрасывает в маджонг сразу же после объявления конга, то начисление очков за конг не происходит, сам же конг остаётся в руке игрока;
  • если при разборе всей костей стены игрок оказался без ожидания, то начисление очков за все его объявленные конги не происходит.

Вышеизложенные правила по конгам систематизированы в таблице. 

ОбъявлениеОчковКто платитКто получает выплаты
Закрытый конг2Каждый игрок без «Ху»Игрок, объявивший конг
Открытый конг на снесённой кости2Снесший игрокИгрок, объявивший конг
Дополненный конг на взятой со стены кости1Каждый игрок без «Ху»Игрок, объявивший конг
Отложенный конг на кости, взятой из руки0НиктоНикто

Москва, ул.4-я, Тверская-Ямская,д.7, +7 980 196 90 44, https://vk.com/spasikorovku